Созданные творчеством гончара Гранта произведения блестят всеми цветами картин М. Сарьяна и поют мелодией Комитаса

Spread the love

Мартик Гаспарян

К юбилею классика армянской литературы Акселя Бакунца в Италии (Болонский университет, Фонд Ватикана «Джозеф Ратцингер / Бенедикт XVI») во Франции (Сорбонна) и Испании (Мадридский университет) на итальянском, английском, испанском и французском языках вышла статья академика Мартика Гаспаряна «Созданные творчеством гончара Гранта произведения блестят всеми цветами картин М. Сарьяна и поют мелодией Комитаса».
Предлагаем заглянуть статью, которая вышла в России.

Созданные творчеством гончара Гранта произведения блестят всеми цветами картин М. Сарьяна и поют мелодией Комитаса

Армянское нагорье является одним из древнейших центров гончарного ремесла. Традиционные народные промыслы у армян берут свои истоки из глубокой древности. Спустя тысячелетия они переросли в национальное декоративно-прикладное искусство и оставили неизгладимый след в культуре армянского народа. Секреты работы с глиной мастера раскрывают только своим лучшим ученикам. Путешественникам остается лишь восхищаться старинными сосудами, керамическими украшениями и глиняными картинами.

В традиционном домашнем хозяйстве у армян преобладала глиняная посуда. Как уже отмечалось ранее, гончарное дело имеет глубокие корни на Армянском нагорье. Археологами были обнаружены великолепные образцы, относящиеся к III тысячелетию до н.э. , есть и более поздние — из урартских поселений, например, из Кармир-блура. Славились своей керамикой, особенно обливной, средневековые столицы Армении — Ани и Двин. Хоть найденные здесь изделия были сугубо местного производства, некоторые из них по технике исполнения, цветовой гамме, декоративным приемам, орнаментальным мотивам имели определенные аналогии с персидскими и византийскими образцами, что, несомненно, свидетельствует о том, что армянские мастера того времени были хорошо знакомы с окружающим их культурным миром. Эти и многие другие факты свидетельствуют о том, что Армения в это время была интегрирована в международные торговые связи.

Сельские гончары, среди которых были и женщины, изготовляли на гончарном круге, а иногда и без него, разнообразные изделия, необходимые в быту : карасы, кувшины, миски, а также черепицу для кровли и плитки для пола. Особого мастерства требовало создание тонира — традиционной печи, служащей для приготовления пищи и обогрева. Выкладывала тонир обычно женщина. Стоя в вырытой в земле яме, она накладывала кругами друг на друга жгуты из глины, давая время нижним рядам подсохнуть и окрепнуть. Затем в этом цилиндре разводился огонь для обжига глины.

В тонире обжигали разного вида глиняную посуду: карасы различной величины с одним или двумя ушками для хранения крупы, масла и других продуктов, употребляемый так же, как и карас, высокий ошнак с одним ушком и с узким дном, предназначенный для варки пищи, кчуч с двумя ручками или путук без ручек, глубокие миски, остродонные кувшины и кружки для воды, маслобойки, солонки, светильники.

Гончарство не теряло своего значения никогда, особенно если говорить о сельском быте, где всегда сохранялся широкий спрос на различные традиционные изделия из глины. Это подтверждает певец родной природы, знаток народно-разговорного языка, великий Аксел Бакунц, изображая жизнь и нравы провинциального царского уездного городка Кёреса, в блестящей новелле «Сын гончара» («Брути тхан»). В творении гения особенно ярки героический образ Андо в новелле «Сын гончара». Это деревенский юноша, преданный мечте о свободе и гибнущий за неё.
Усваивая классическую традицию армянской литературы и глубоко проникая в жизнь народа, Аксел Бакунц в своих повестях и рассказах изображает тяжёлую трудовую жизнь и быт армянского крестьянства и ремесленников в суровых климатических горных рельефных условиях, передает напряженную атмосферу оккупации Зангезура со стороны русско-большевистских и кемало-турецких войск, аннексии и деления страны на основе подписанной между Лениным и Энвером соглашения от 25 августа 1920г. При этом, герои Горной Армении – образцы трудолюбия, жизнестойкости народа Абанда.

Но особое место в произведении уделяется гончарству. Это и объяснимо. В Зангезуре тысячелетиями из поколения в поколении гончары своим чадам с самого детства передавали секреты ремесла. Можно сказать, что и я стал частью такого посвящения. В детстве с бабушкой часто бывал у ремесленников знаменитой семьи Чхаранц в «шене» (Горис гюх). Там мы для обычно покупали кухонные утвари для гостей Так, во время одного из посещений узнал, что за гончарским механическим кругом нужно сидеть с хорошим настроением. В дальнейшем я понял, что это особый секрет, который у гончаров передается от отца к сыну.

На этом мое знакомство с гончарством не закончилось. С Грантом, выдающимся мастером, я знаком был с глубокого детства, ведь часто встречал его в доме родной тёти Офик. Он был соседом тёти по дому и на несколько лет старше меня. Еще в юношеские годы он удивил меня своими волшебными игрушками разных форм и фактур.

Когда я вернулся в родной город после учебы и начал работу с молодёжью (райком комсомола), судьба заново свела меня с Грантом. Он уже был состоявшим ремесленником, гончаром-керамиком, нуждался в профессиональной мастерской и поддержке со стороны общественно-политических структур местной власти.

Местный партийный лидер Сурен Бахшиевич Варданян вдохновлялся и всячески поддержал нашу молодежную инициативу. Городская власть выделила подвальное помещение для мастерской Гранта в доме 17 по улице Шаумяна (ныне Сюники) на месте законсервированной кочегарной. Для нас это событие было Победой, и нужно было оправдать доверие. Начали сбор детей для внешкольного кружка «Юный гончар». Организовали местный фестиваль юных ремесленников во дворце школьников им. Амо Еляна, представили работы на республиканские и всесоюзные конкурсы. Его работы были представлены на ВДНХ СССР. Выставка прошла с большим успехом, и Грант получил высокую оценку и награду. Весь город гордился и восхищался успехами Гранта.

Для Гранта главное было понимание глины. В своих работах, находя в нашем крае все виды глины для росписи, он сохранил традиционный армянский стиль. Для него армянская глина была как богатая цветовая гамма, которую он нашел в разных уголках нашего края. Грант восстановил орнамент стариной армянской керамики на основе книги о веровании и мифологическом мышлении. Его образы выражают мифы и легенды Зангезура. Разные женские фигуры выражают плодородие как в языческой Армении, отдельные фрагменты очага, как алтарь –символ пионера христианского народа, образы потопов –получение энергии земли.

Грант жил судьбой героя Андро новеллы «Сын гончара» («Брути тхан») писателя Ак. Бакунца. В этой судьбе есть какая то осветительная луча: в тяжелой среде, далеко в горах создать свою заколдованную сказку и жить с этой сказкой. В своих керамических и гончарных произведениях он описал родной край и людей. Его творческие гончарные изделия красивые, стихотворные и многоцветные, как тонкие узоры армянских ковров и скульптурных арок армянской архитектуры, альпийских флор и фаун Армянского нагорья.

Грант продолжал дело прозаика Ак. Бакунца уже в народном промысле, и здесь уместны слова Аветика Исаакяна: «Созданные творчеством Гранта керамические и гончарные произведения блестят всеми цветами картин М. Сарьяна и поют мелодией Комитаса».

В настоящее время желательно восстановить гончарное ремесло с созданием школьных учебных кружков и мастерских в Горисе, который был одним из древнейших центров гончарного ремесла Армении, где традиционные народные промыслы у зангезурцев берут свои истоки из глубокой древности, которые спустя тысячелетия переросли в национальное декоративно-прикладное искусство и оставили неизгладимый след в культурном наследие армянского народа.

Уверен, что с этим благородным начинанием со временем будет восстановлен красивый облик домовых кровлей черепицы, в городском быту будет присутствовать национальные керамические и гончарные сосуды и украшения, а восхищенные туристы будут брать с собой кусочек армянского материального наследия — нематериального армянского актива.

Мартик Гаспарян
член Научного совета РАН, член Президиума РАЕН, вице-президент Международной Академии Духовного Единства Народов Мира, автор методологии оценки ущерба от культуроцида для определения исторической репарации и территориальной реституции

More From Author

Հնարավոր է՝ Ձեզ հետաքրքրի